19:13 

Сходила бабушка за хлебцем... а я в библиотеку

Tenar
Пару недель назад записала младшего ребенка в городскую детскую библиотеку. С трудом, потому что первый раз нас отправили восвояси: мол, чего вы пришли в центральную, если у вас на районе есть филиал. Я, протащившись туда по жаре час в пробках, получила, очевидно, разжижение мозгов и потому послушно отправилась по указанному адресу (и на три буквы в том числе). По указанному адресу оказалось закрыто — было воскресенье. К тому же я поняла, что мой рабочий график в библиотеке "на районе" мне бывать не позволит вообще никогда, а в центр я как раз смогу добраться довольно легко. В общем, со второй попытки мы таки записались.
И вот сегодня пришла оттуда (было второе посещение), трясясь от ярости. От бешенства даже забыла, что хотела зайти на главпочтамт и отправить бандероль (это отдельная эпическая история: отправить ее я могу только с главпочтамта, так как на местной почте нет пакетов для бандеролей, а в коробке моей книге будет слишком просторно и одиноко).
Так вот, пришли мы с Яром на абонемент центральной городской детской библиотеки — это комнатушка размером чуть больше нашей кухни. Рядом (смежное помещение) есть большой читальный зал, но мы туда не заходили. На стендах в основном шедевры книгоиздания девяностых-начала двухтысячных, то есть вырвиглазные картинки, а также куча книжек с дрянными стихами Степанова. Но ладно, библиотека не виновата в скудном финансировании. Хотя для меня загадка, зачем выставлять на стенды не отличные издания советских времен (пусть и потрепанные), а это. Но ладно. Всегда можно что-нибудь найти, да и не это главное.
Пока я перебирала книжки, Яр деловито залез в шкафчик — там по всему периметру стоят шкафчики с дверками, типа тумбочек. Нашел там залежи еще каких-то книжек и выбрал себе одну, про машинки. Но тут книжку у нас из рук вырвала налетевшая библиотекарь. Мол, неужели не понятно, что брать можно только то, что стоит на открытых стендах, и кто это нам позволил лазать по шкафам.
Не знаю, что тут на меня нашло. Обычно я молча глотаю и не возникаю. Но, видимо, не так давно обретенные познания о клиентоориентированном бизнесе вызвали у меня когнитивный диссонанс страшной силы. Как же так? Я понимаю, что фонды скудные, что ими мало кого привлечешь, а библиотеки потихоньку загибаются без финансирования и без читателей, и это замкнутый круг, который трудно разорвать. Но в принципе можно. Например, сделав библиотеку местом, в которое хочется приходить — просто посидеть, полистать книги, поговорить. Получить дозу тепла и участия. Ну вот я ее и получила.
И тут меня замкнуло: я уперлась рогом и потребовала объяснить, почему нельзя брать книги из этих шкафов. Хоть какое-нибудь логическое объяснение, чтобы я, устыдившись, извинилась и отошла. Это не читальный зал, это свободный доступ, это шкафы без замков. Это не старые книги, не рванье на выкидку, в них есть формуляры, это не потеряшки и не неоформленные дары. Почему нельзя?
В ответ получила "Нельзя, потому что нельзя". На подмогу первой подтянулась еще одна женщина, которая добавила "спасибо, что не лезете к нам в обработку". Первая же, снисходительно покачав головой, заметила, что вот "в читальном зале у нас тоже есть два стенда, с которых книги брать нельзя".
Да блин, идите-ка вы сами со своими бесценными фондами!
Черта лысого я еще туда пойду.

Выплеснула хоть сюда свое бешенство, вроде полегчало.

@темы: Записки на манжетах, Книги, Мелочи жизни

URL
Комментарии
2016-09-16 в 19:44 

Eide
I was, и ныне там.
Tenar,
Да уж, отличная библиотека. У нас устраивают какие-то вечера встречи с читателями, обучают пенсионеров и т.д.

2016-09-16 в 20:00 

Клевер
добросердечная как ржавый вагон
обретенные познания о клиентоориентированном бизнесе
А разгадка в том, что библиотека не бизнес - и, следовательно, может быть не клиентоориентированой. Клиент не платит денег, кто на такого будет ориентироваться.
Из этого не следует, что они были правы, из этого следует только то, что сведения о бизнесе здесь неприменимы так же как к советскому магазину.

2016-09-16 в 20:03 

Леориэль
One batch, two batch. Penny and dime.
у нас насколько я знаю привлекают читателей и обеспечивают посещаемость засчет всяких клубов при библиотеке - типа клуб оригами, клуб любителей поэзии или иностранного языка. есть знакомые девушки, которые организовывают типа клуба обсуждения книжек раз в месяц.
библиотека подошла с энтузиазмом, гордо включала в отчеты о деятельности как литературные вечера. есть место, чай и когда я последний раз была, нам были все еще страшно рады.

у нас отремонтировали одну или две из городских библиотек - купили кресла мягкие, поставили столики, поменяли интерьер, настроили вайфай, смотрела недавно про них сюжет в новостях, даже пожалела, что мне далеко ездить. к ним приходят в том числе и студенты просто поработать или школьники сделать вместе уроки.
не думаю, что у них проблемы с посещаемостью теперь.

2016-09-16 в 20:22 

Lelik107
Какие то фантастические библиотеки )))))) Мы как то совсем иначе работаем. И фонды у нас отличные, при скудном финансировании, и книги хорошие и никого на фиг не посылаем (хотя есть определенные правила, и они мало отличаются от того, как обслуживают врачи, и они вам ничего не дают в пользование )))))
Я лично - 23 года работаю - все мои знакомые библиотекари - приятные люди и мы с читателями по человечески общаемся. чтобы к нам хотелось придти еще раз

2016-09-16 в 20:31 

Regis
blank
что-то совсем жесть

2016-09-16 в 21:11 

Tenar
Eide, Леориэль, Lelik107, это была детская библиотека. :) И в принципе, у них тоже есть свои фишки. Они встречи проводят какие-то, у них много мероприятий, у них дважды в месяц бесплатные детские спектакли бывают. Дело не в том, что у них плохо с привлечением или не хватает креативности — дело в отношении. Вышла как оплеванная.
Самое забавное, что я-то тоже теперь в библиотеке работаю. Правда, во взрослой. И у нас все те же проблемы: и с фондами хреново, и посетителей не ахти. И тоже работает молодежный клуб, куда ходят как в антикафе. И есть диванчики и мягкие кресла (некоторые любят завалиться почитать прямо между полок). И фонды полностью открытые (на абонементе можно идти куда хочется и брать что душе угодно). Но, по-моему, если нет человеческого отношения, то никакими фишками в библиотеку не заманишь.

Клевер, я абсолютно уверена, что все правила маркетинга сработают и с библиотеке, и даже еще лучше, потому что в библиотеке не нужно ничего покупать. :) Честно говоря, я даже планирую опробовать некоторые смм-фишки на библиотечном аккаунте в соцсетях. Возможно, даже удастся фонды пополнить.
Но всё это без толку, если в реальности человек будет сталкиваться с "советским магазином".

Regis, :friend:

URL
2016-09-16 в 21:28 

Дже
И я, и я работаю в библиотеке.
Кроме того, что так вести себя нельзя нигде и никому, могу добавить, что вы правильно упёрлись рогом. У них должны быть правила, специально написанные для читателей - подробные, где прописаны все-все "можно" и "нельзя". А если правил нет, то им же хуже))

2016-09-16 в 22:50 

Клевер
добросердечная как ржавый вагон
, я абсолютно уверена, что все правила маркетинга сработают и с библиотеке
Вопрос не в том, сработают ли они там. Вопрос в том, что они там нафиг не нужны, потому что посетители библиотеки - не клиенты. Клиент - это человек, который приносит деньги. А посетитель библиотеки денег не приносит. Конечно, там даже покупать ничего не надо, но в этом главная фишка и есть: не надо покупать - не надо и покупателя заманивать. Заманить больше посетителей правилами маркетинга - значит просто прибавить себе лишней работы за просто так. Кому-то это интересно, кому-то нет. Вот этим библиотекаршам лишняя работа за так не нужна, а энтузиазма у них нет - и все. Не под бесплатного посетителя создавались правила клиентоориентирования в бизнесе.
Другое дело, когда без какого-то количества посетителей библиотеку закроют, тут уже клиент приносит деньги (из бюджета, опосредованно), но городская библиотека может не волноваться, ее закроют в последнюю очередь.
и на всякий случай еще раз повторю, что библиотекарши неправы. Но я говорю не о них, а о правилах бизнеса.

2016-09-17 в 00:11 

Lelik107
И фонды полностью открытые (на абонементе можно идти куда хочется и брать что душе угодно).

у нас фонды открытые. Но люди по фонду не ходят, потому что не надо. Потому что далеко не все любят ходить меж полок.
К нам ходят по многу лет, я всех знаю - меня все знают. Поговорить, пообщаться на разные темы. САМЫЕ разные, пообсуждать что читал. И я работаю со всеми индивидуально. И это - главное в библиотеке. Помочь выбрать свои книги. Я и помогаю. И коллеги мои тем же занимаются.

я абсолютно уверена, что все правила маркетинга сработают и с библиотеке, и даже еще лучше,

Они и работают. мы во всю их применяем.
Пример - наделали сами визиток-закладок. Удрбные получились очень.
Взяли на цветной бумаге напечатали, яркой, такой... кислотной наши координаты и контакты, как работаем и т.д. и всем новым читателям дарим. Все с удовольствием берут и еще просят ))))
Ну и другими способами работаем.

Честно говоря, я даже планирую опробовать некоторые смм-фишки на библиотечном аккаунте в соцсетях. Возможно, даже удастся фонды пополнить.

а мы книги раздаем. нам тоннами носят, выбираем самые хорошие и каждое лето раздаем тысячи книг всем желающим - за так. )))

Мы вот в соцсетях работать собираемся ))))
не надо покупать - не надо и покупателя заманивать.
еще как надо. Нет новых читателей, нет новых пользователей - нет библиотеки.
Услуги надо всю дорогу расширять и мы этим занимаемся.
А еще библиотечный маркетинг, даже я в 1998 году заканчивая ВУЗ в системе высшего образования проходила ))))

2016-09-17 в 09:15 

Tenar
Дже, Lelik107, ого, сколько нас здесь библиотекарей! :)
Lelik107, нам тоже приносят книги, но не тоннами. Очень немного.Тем не менее в основном за счет даров библиотека и пополняется. Финансировния хватает на закупку раз в год.

Клевер, в принципе, вы правы. Но у библиотек тем не менее есть финансовый интерес в посетителях: зарплаты и финансирование проводятся во многом в зависимости от статистики посещений. Хотя основным стимулом является всё-таки не финансовая сторона вопроса, тут вы правы. Но всё-таки в библиотеки как правило идут люди не совсем уж равнодушные к тому, чем будут заниматься.

URL
2016-09-17 в 11:14 

Lelik107
Тем не менее в основном за счет даров библиотека и пополняется. Финансировния хватает на закупку раз в год.
Tenar, мы комплектуемся два раза в год. Понемногу. Но новинок хватает. И если учесть что библиотека не большая, живу я даже не в городе - поселке, то все не так и ужасно.
И еще - вот у нас в районной библиотеке семинары проводят пятое десятое, но что то придумываем, организуем и создаем мы только когда залев в Инет пошаримся по библиотекарским блогам. ибо живе люди говорят живым языком ))) Самое классное - это живое общение.

Но всё-таки в библиотеки как правило идут люди не совсем уж равнодушные к тому, чем будут заниматься.

Или реально те, кто фанат и любит. Моя шефка просто настоящий ФАНАТ. Я не фанат. Но я люблю свою работу. Мое образование, уровень знаний, коммуникабельность, обояние и т.д. - могли бы стать источником получения дохода во многих профессиях. Но я не хочу.
Мне нравится моя работа. очень симпатичен контингент людей, с которыми я общаюсь. И это реально - самое классное в профессии - умные, интересные, образованные люди. И ты с ними общаешься ВСЕ ВРЕМЯ. Каждый день. Это реальная роскошь.
несколько слов на тему

2016-09-17 в 21:30 

Нинкин
Сделал гадость - сердцу радость!
у нас в районной как-то все душевно - бери что хочешь, приноси свое и оставляй, если не надо.

А на вашу никому нажаловаться нельзя?

2016-09-17 в 21:49 

Tenar
Нинкин, я не хочу жаловаться. Да и зачем?

Lelik107, ну, вам повезло. Потому что По моему личному опыту, в библиотеках больше всего тех, кому больше некуда пойти. У нас из шести сотрудников библиотечное образование только у одного (у заведующей), а филологическое - только у меня. Остальные просто не нашли себе больше нигде применения. И это норма. А у вас скорее исключение. Да, у нас не такой мрачняк, как в коллективе со средним образованием в 9-10 классов (в таком мне тоже довелось работать), но никакого праздника души не наблюдается. Собственно, это и было основной причиной моего нежелания работать в библиотеке все эти годы, а не нищенская зарплата. И ведь когда-то я и на филфак поступила только потому, что хотела стать библиотекарем.

URL
2016-09-17 в 22:00 

Lelik107
У нас из шести сотрудников библиотечное образование только у одного

у нас из всех сотрудников - четыре библиотеки - 7 человек нет специального высшего образования только у одного ))))

2016-09-17 в 22:15 

Tenar
Lelik107, ну вот если честно, такой ситуации я не встречала нигде. Даже в областной научке в бытность свою учебы в универе. :)

URL
2016-09-17 в 23:49 

Lelik107
Tenar, а у нас шефка никогда и никого не брала на работу без образования. Один раз взяла. Ну тетенька не плохая, но ни фига не библиотекарь.
Специальное образование в нашем деле - не блажь, а очень даже важная вещь, позволяющая относится к работе с должной долей понимания.

2016-09-19 в 11:26 

pat5
Живите долго и процветайте
А я опоздал с постом...Но хочу похвастаться :) У нас в пригороде малюсенькая, страшненькая и старая -, престарая библиотека. Но ка же там здорово! Старый фонд, любовно собранный, реставрируется, народ книги берет очень активно, библиотекарь очень милая и отзывчивая,Есть много нового и интересного. и как же там пахнет! Детством, старыми книжками....такой особенный аромат. Обожаю ее (в смысле библиотеку). хотя там даже вай-фая нет :)))

2016-09-19 в 12:18 

Tenar
pat5, ничего не опоздали. :)
Да, я тоже думаю, что в библиотеке самое основное - это отношение. :)

URL
2016-09-19 в 16:27 

Дже
Раз тут собрались библиотекари, то вот - сайт торгует забавной всячиной для библиотекарей.

Я бы носила такую майку и ещё такую.

2016-09-19 в 21:03 

Lelik107
Дже, к нам в библиотеку пожилые люди ходят, не только, но все же - и этакая майка - это что?
Далеко не все знают английский. Носить в российских библиотеках подобного рода вещи - издевка.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Pensieve

главная