11:29 

Потрясающие приключения Кавалера & Клея

Tenar
Какую же я классную книгу прочитала. Знаете это двойственное наслаждение: когда скорее хочется дальше и одновременно хочется, чтобы книга подольше не кончалась? Вот, это оно.
Я даже картинку вставлю, для привлечения внимания. :)



Хотя я сомневалась вначале, потому что несколько страниц восторженных восклицаний-цитат из зарубежных и даже отечественных рецензий мне не внушили доверия. Даже наоборот.
Но, как выяснилось, они все совершенно заслуженны.
Меня среди них больше всего поразила реплика Бенедикта нашего Камбербетча. О том, что если этот роман будут экранизировать, то это будет его работа мечты. Хм. Да, экранизация — это было бы очень круто, но нет, Бенедикт на роль одного из главных героев не подходит. Не так я его вижу. Хе-хе. :)

Это роман о золотом веке комиксов в Америке — время действия с 1939-го по 1954-й год. О том, как все начиналось, и какие люди за этим стояли, и что это вообще было такое.
Но одновременно это еще роман о дружбе и любви.
О Второй Мировой войне и холокосте.
Об эскапологах и эскапизме.
О боли потерь и способах ее преодоления.
О долгом пути к принятию себя.
О Праге и Нью-Йорке.
О Големе и Супермене.
Вот здесь неплохо об этом сказано.

Невероятно увлекательно. Прямо с первых строк. Несмотря на то, что стиль у автора своеобразный. Майкл Шейбон, очевидно, не в состоянии удержаться от неимоверно длинных переложений со ступенчатыми перечислениями, вложенными одно в другое. Это нечто. Скажем, как вам такое? Обратите внимание, в этом здоровенном куске всего три предложения.
читать дальше

Или вот, еще круче:
читать дальше

Но потом к такому привыкаешь. Оно даже обладает какой-то слегка медитативной притягательностью. Как дорога, которая идет с холма на холм. Сначала долго лезешь вверх, потом обозреваешь в вершины пройденное, потом ухаешь вниз — и опять по-новой.
К тому же новым переводчиком романа (это уже второе издание) стала Анастасия Грызунова. Особенности ее собственного стиля в данном случае слились в экстазе с особенностями стиля авторского, и получилось просто замечательно. Уже в самом стиле есть что-то эпичное. Меня в начале чтения всё никак не покидало ощущение, что я, как в кино, наблюдаю за тем, как из морской пучины медленно поднимается огромный великан, с которого потоками стекает вода, а потом неторопливыми гигантскими шагами идет к берегу. В общем-то, аналогия, наверное, уместная, учитывая тему.

Главных героев в романе два. Один — Йозеф Кавалер, еврей из Праги, который в 1939 году умудрился улизнуть из захваченного города в гробу с пражским Големом, а потом через Латвию, СССР и Японию добраться до Америки, где его имя сократилось до Джо. Второй — Сэмюэл Клейман, он же Сэм Клей, еврей ньюйоркский. Вообще-то эти двое — двоюродные братья. У их общей бабушки было гигантское семейство с полутора десятком детей, и часть из них осела в Европе, а еще часть в начале 20 века оказалась в США.
Джо во время войны лишился всей семьи. Судьбы их были разнообразны, но одинаково печальны. Его линия в романе — это история человека, который сначала старается спасти хоть кого-нибудь, потом пытается хотя бы отомстить и кого-нибудь уничтожить, потом долго учится жить со своим горем. История Сэма — это рассказ о принятии другого рода. Не горя, но себя самого. Своей ориентации, своих возможностей и способностей, своего жизненного предназначения. Это история о том, как человек долго идет к тому, чтобы перестать считать себя никчемным и второсортным, а то, чем он занимается — шлаком.
Ну вот. И вместе Сэм и Джо придумали Эскаписта — героя комиксов, которого на самом деле никогда не существовало, но описан он так убедительно и с такими документальными подробностями, что в его ненастоящести начинаешь сомневаться. Эскапист — это такой трансформировавшийся эскаплог (иллюзионист, который специализируется на освобождении из цепей; Гудини был самым ярким примером). Он умеет не только освобождаться сам, но и несет свободу другим. И как-то оказывается, что спасает он не только нарисованных героев из цепей рабства, но и вполне реальных людей: мальчишек от скуки, а взрослым позволяет сбежать от реальности.
Ну, и помимо того, это потрясающе изложенная история становления комиксов. Начиная от Супермена и до приснопамятной книжки Фредрика Уэртема "Совращение малолетних", после которой был принят комикс-код, действовавший хренову тучу лет. История, фантастически похожая на то, что происходит у нас сейчас. Ну, знаете: Мизулина, все эти возрастные ограничения на подростковых книжках и прочее. Поразительное сходство.
Только не думайте, что это занудный роман про проблемы. Это "потрясающие приключения" — название полностью соответствует содержимому.
Кстати, я узнала юридическое определение термина "супергерой". Оказывается, это "личность, обладающая беспримерными физическими талантами и посвятившая себя безрассудным подвигам в интересах общества". :)

Несколько цитат — не могу удержаться

И напоследок цитата из Льва Данилкина, из того самого сборника рецензий в начале книги. :)

За «Кавалера & Клея» писатель Шейбон получил Пулицеровскую премию, и неудивительно: здесь налицо все признаки «великого американского романа»… Никто уже никогда не состроит презрительную мину, когда в его присутствии зайдет речь о комиксах; автору «Приключений» удалось создать лучшую из возможных апологию этого искусства, дисквалифицировать которое можно только по невежеству. Роман Шейбона из тех, что можно брать с собой в гроб – не соскучишься; сорока с чем то летний писатель, уже сейчас видно, – один из верховных големов американской литературы, слепленный из той же глины, что Рот, Джон Барт и Апдайк; и, независимо от того, написано ли у него на лбу слово ЭМЕТ («правда»), он и так живой, стопроцентно.

@темы: Книги

URL
Комментарии
2018-11-24 в 16:17 

irina-gemini
И любовь постучится, и радость придет... - И пройдет – ничего, пройдет...
Tenar, А! всегда какой-то очень весомый аргумент,когда к множеству рекомендательных списков прибавляется такой более близкий отзыв
дополнительное желание выделить книжку из других

2018-11-24 в 22:02 

Tenar
irina-gemini, я сама прочитала по чьей-то рекомендации, сейчас уже не помню чьей. Подвинула свой длинный список того, что хочется почитать, и взяла эту без очереди. Не пожалела ни секунды. :)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Pensieve

главная